На пьесу Гарольда Пинтера «Любовник» мой выбор пал не случайно. Я
уверена, что история, рассказанная драматургом, если не перевернёт
внутренний мир зрителя, то взволнует его душу. Действие пьесы
разворачивается в благополучном по внешним признакам доме. Два персонажа
муж и жена, которые прожили в браке 10 лет и вдруг поняли, что стали
чужими, чуть ли не врагами друг другу. У супругов только один выход
расстаться и попытаться найти счастья с другим или с другой. Тем более
что они молоды, красивы, полны сил и желаний. Но что-то их удерживает
друг с другом и схватившись за это что-то, как за спасательный круг, они
выплывают на остров любви. Чтобы удержать сладостные мгновенья, которые
и называются жизнью, и отбросить за борт все обиды, недомолвки, им
приходится пройти нелёгкий путь преодоления самих себя, своей гордыни,
уступить друг другу. Но в этом есть огромный смысл. Придумав один раз
так называемую игру в любовников, они уже не могут от неё отказаться,
так как понимают, насколько мелочны проблемы, вызывающие раздоры по
сравнению со счастьем, данным свыше любить и быть понятыми друг другом.
Пинтер открыл очень интересную формулу, на мой взгляд формулу любви: для
того чтобы заблудшим влюблённым душам снова обрести друг друга, нужно
подняться... на сцену. Таким образом абстрагироваться от бытовых
проблем, попытаться стать другими и увидеть друг друга, как в первый
раз. Но стать другими по Пинтеру это не значит сменить костюм, прическу,
т. е. решить проблему внешне. Драматург затрагивает серьёзный конфликт
нашего времени конфликт личности общественным сознанием.
Он предлагает влюблённым пойти по своему пути, творческому,
неповторимому и единственному, который основан на фантазии и воображении
двух интересных личностей, индивидуальностей.
Супруги Ричард и Сара превращаются в любовников Макса и Долорес и вновь
обретают свободу и радость в любви. Отсюда родилось сценическое решение
спектакля. Декорации решены в меру условно. В центре гостиной я ввела
круглый подиум, при небольшой высоте он достаточно органично вписывается
в общий вид. Круглый подиум - обобщённое место действия. Это и
супружеское ложе, и кафе-бар, это площадка-ринг Ричарда-Сары, просто
планета Земля, на которой человек обречён на одиночество.
Пьесы Гарольда Пинтера это своеобразный ребус для режиссёра. Как
человек, удивительно чутко чувствующий боль времени, он не зря
акцентирует своё внимание на одной, кажущейся на первый взгляд, теме -
желании любви, так как она влечёт за собой множество противопоставлений:
что, если не это? Счастливый человек миролюбив. Одна из идей моего
спектакля любовь спасёт мир.
С самого начала задан конфликт Сара Ричард, который выражен в
декорациях.
Холодный, воинственный мир Ричарда это коллекции оружия, охотничьи
принадлежности, противостоит миру иллюзий, который сама себе придумала
Сара воздушные шары разного размера и формы. По мере того как происходит
взаимопроникновение мужчины и женщины происходит и влияние двух миров,
вещей.
В финале возведённое оружие опускается и падает. А в лирических сценах
оружие откладывается во имя более важной цели сделать любимого человека
счастливым. Обобщённое место действия позволяет создать динамичную среду
спектакля. Камерность спектакля 2 актёра на сцене и жанр психологическая
драма даёт возможность зрителю отдохнуть от прочно занявших в наше время
место шоу, представлений и задуматься о вечном, о душе. А для режиссера
это возможность филигранной работы с актёрами. Поэтому в спектакле
используется разная актёрская техника. Герои спектакля ищут путь друг к
другу. Это выражается и сценически: через диалог в танце, словесный,
пластический, игрой с предметами, а также используется приём: спектакль
в спектакле (сцена на сцене круглый подиум).
Одним из ярких выразительных средств спектакля является музыка. Она
достаточно разнообразна. Иногда звучит контрапунктом к действию и
усиливает конфликт, а также создаёт атмосферу, например изломанное танго
(Xavier Delisle) в начале спектакля задаёт нужный тон для актёров и
зрителей.
Продолжительность спектакля 1 час. Он мобилен, все декорации
задумываются сборными, и может показываться на разных площадках,
независимо от национальной принадлежности зрителя. Ведь драматург
Гарольд Пинтер исследует самую интересную тему для землежителя: как
стать счастливым.
Инна Ваксенбург
Рецензии на спектакль:
Григорий
Спектор. "Пинтер возвращается".
Юрий Дунаев ЦДРИ
|