Мне думается, Виктор Ляпин - это значительное явление в современной
драматургии. Вопреки бытующему мнению о том, что драматургия отстала от
современной режиссуры, пьесы Ляпина современны и отражают боль нашего
времени.
Меня, как режиссёра, прежде всего, привлекла проблема, которую исследует
автор в своей пьесе «По-По-По». Она заключается в следующем: как людям
среднего возраста, в нашей стране, воспитанным в лучших традициях
социализма, принять новую жизнь и попытаться стать счастливыми.
Меня обрадовало то, что в пьесе Ляпина, наконец, появляется герой нашего
времени – Колокольников, мужчина материально не обогащённый, но, тем не
менее, человек способный совершить поступок, он не боится взять
ответственность за судьбу любимой женщины. В то же время характер этого
героя не однозначен. Этот человек истерзан, изломан жизнью, он был женат
– неудачно, его выгоняли с работы за «избыточный профессионализм». Он
нервен, порой даже истеричен, но в то же время это тонкий, ироничный,
интересный человек.
Его возлюбленная Анна смирилась со своей одинокой судьбиной. «Когда-то у
неё был муж, дети, но всё куда-то исчезло». А главной встречи так и не
произошло.
Сюжетная основа пьесы традиционна: встреча мужчины и женщины. Но решена
она не типично для наших дней. В ней есть ностальгия по Вампиловским и
Володинским пьесам, которые прозвучали резонансом своему времени.
Сегодня не хватает именно такой пьесы, в которой отношения главных
героев строятся не на корысти и материальной заинтересованности, а на
духовной близости и осознанном желании быть вместе. По этой схеме строит
Ляпин отношения своих героев: Анны и Колокольникова.
Встречаются два одиночества, но радость понимания ими овладевает не
сразу. Пройдя этап отторжения, затем привыкания, а затем узнавания и
влюблённости, автор пускает своих героев в полёт.
Колокольников уверяет Анну, что взлететь, подняться над своими
проблемами возможно, нужно только довериться любимому. Колокольников: «Я
уже пытался это сделать. Всё не так сложно. Просто мы привыкли сразу
сдаваться, плыть по течению до конечной станции. Я научу тебя. Я знаю,
ты сможешь. Закрой глаза. Раскинь руки. Дыши свободно. Забудь, что ты
старая рухлядь. Забудь, что ты всё проиграла. Ты легче пуха. Ты чище
света. Ты моя любовь. Лети. Я приказываю тебе: лети! Отрывайся от чёрной
земли! Теперь или никогда. Другого шанса у нас уже не будет». И они
летят, подобно влюблённым «Над городом» М. Шагала.
Пьеса Ляпина высокохудожественна, она умна, остроумна, это повод для
зрительской фантазии. Отсюда родилось сценическое решение спектакля –
простота и условность декораций. Это поможет зрителю абстрагироваться от
стереотипов, навязывающими средствами массовой информации. Ситуация,
заданная в пьесе, позволяет свободно решить сценическую площадку.
Спектакль лишён натуралистических тенденций. Ради создания единой
художественной среды во взаимодействии авторского слова и сценографии
предпочтительнее ясная геометрия, которая обозначит место действия
силуэтом, светом и тенью. Авторский текст являет собой графически
выверенное пространство и та же самая графика требуется интерьерам, в
которых будет разворачиваться действие пьесы.
Одним из привлекательных моментов является то, как решает автор название
этой пьесы. Все самодостаточные слова: полюбил, потерял, поверил взяты в
скобки и остаются по-по-по - первые слоги. Это дало возможность
свободного решения и отдало предпочтение новому слову, что является
поводом для новых сценических средств, легких и ироничных.
Музыка является сильным выразительным средством по созданию временной
атмосферы спектакля. У главных героев два лейтмотива: в юности и в
настоящем времени. Столкновение разных по стилю и характеру музыкальных
тем, а так же звучание их контрапунктом к действию, усиливает конфликт
между героями и конфликт времен. Как сказал Б. Пастернак: «Люди, однажды
встретившись, обязательно встретятся еще раз…». Решив это высказывание
наоборот, я ввела в спектакль встречу Колокольникова и Анны в юности.
Музыкальная тема Анны в юности – это оптимистический фокстрот и танго
50-х.
В лейтмотиве Колокольникова 80-х присутствуют интонации надлома,
трепета, в то же время агрессии, Г. Канчели «Оплаканные ветром».
Сочетание этих не сочетаемых лейтмотивов даёт ощущения диссонанса и
символизирует крах веры в «светлое будущее» главных героев.
Эту неустойчивость уравновешивает тема полёта, прелюдия И.С. Баха из
Хорошо темперированного клавира.
Я надеюсь, что спектакль по пьесе «По–по–по» придётся по душе молодому
зрителю, а для зрителей старшего поколения станет радостным открытием.
Инна Ваксенбург
|