Мне думается, Виктор Ляпин - это значительное явление в современной драматургии. Вопреки бытующему мнению о том, что драматургия отстала от современной режиссуры, пьесы Ляпина современны и отражают боль нашего времени.
Меня, как режиссёра, прежде всего, привлекла проблема, которую исследует автор в своей пьесе «По-По-По». Она заключается в следующем: как людям среднего возраста, в нашей стране, воспитанным в лучших традициях социализма, принять новую жизнь и попытаться стать счастливыми.
Меня обрадовало то, что в пьесе Ляпина, наконец, появляется герой нашего времени – Колокольников, мужчина материально не обогащённый, но, тем не менее, человек способный совершить поступок, он не боится взять ответственность за судьбу любимой женщины. В то же время характер этого героя не однозначен. Этот человек истерзан, изломан жизнью, он был женат – неудачно, его выгоняли с работы за «избыточный профессионализм». Он нервен, порой даже истеричен, но в то же время это тонкий, ироничный, интересный человек.
Его возлюбленная Анна смирилась со своей одинокой судьбиной. «Когда-то у неё был муж, дети, но всё куда-то исчезло». А главной встречи так и не произошло.
Сюжетная основа пьесы традиционна: встреча мужчины и женщины. Но решена она не типично для наших дней. В ней есть ностальгия по Вампиловским и Володинским пьесам, которые прозвучали резонансом своему времени. Сегодня не хватает именно такой пьесы, в которой отношения главных героев строятся не на корысти и материальной заинтересованности, а на духовной близости и осознанном желании быть вместе. По этой схеме строит Ляпин отношения своих героев: Анны и Колокольникова.
Встречаются два одиночества, но радость понимания ими овладевает не сразу. Пройдя этап отторжения, затем привыкания, а затем узнавания и влюблённости, автор пускает своих героев в полёт.
Колокольников уверяет Анну, что взлететь, подняться над своими проблемами возможно, нужно только довериться любимому. Колокольников: «Я уже пытался это сделать. Всё не так сложно. Просто мы привыкли сразу сдаваться, плыть по течению до конечной станции. Я научу тебя. Я знаю, ты сможешь. Закрой глаза. Раскинь руки. Дыши свободно. Забудь, что ты старая рухлядь. Забудь, что ты всё проиграла. Ты легче пуха. Ты чище света. Ты моя любовь. Лети. Я приказываю тебе: лети! Отрывайся от чёрной земли! Теперь или никогда. Другого шанса у нас уже не будет». И они летят, подобно влюблённым «Над городом» М. Шагала.
Пьеса Ляпина высокохудожественна, она умна, остроумна, это повод для зрительской фантазии. Отсюда родилось сценическое решение спектакля – простота и условность декораций. Это поможет зрителю абстрагироваться от стереотипов, навязывающими средствами массовой информации. Ситуация, заданная в пьесе, позволяет свободно решить сценическую площадку.
Спектакль лишён натуралистических тенденций. Ради создания единой художественной среды во взаимодействии авторского слова и сценографии предпочтительнее ясная геометрия, которая обозначит место действия силуэтом, светом и тенью. Авторский текст являет собой графически выверенное пространство и та же самая графика требуется интерьерам, в которых будет разворачиваться действие пьесы.
Одним из привлекательных моментов является то, как решает автор название этой пьесы. Все самодостаточные слова: полюбил, потерял, поверил взяты в скобки и остаются по-по-по - первые слоги. Это дало возможность свободного решения и отдало предпочтение новому слову, что является поводом для новых сценических средств, легких и ироничных.
Музыка является сильным выразительным средством по созданию временной атмосферы спектакля. У главных героев два лейтмотива: в юности и в настоящем времени. Столкновение разных по стилю и характеру музыкальных тем, а так же звучание их контрапунктом к действию, усиливает конфликт между героями и конфликт времен. Как сказал Б. Пастернак: «Люди, однажды встретившись, обязательно встретятся еще раз…». Решив это высказывание наоборот, я ввела в спектакль встречу Колокольникова и Анны в юности.
Музыкальная тема Анны в юности – это оптимистический фокстрот и танго 50-х.
В лейтмотиве Колокольникова 80-х присутствуют интонации надлома, трепета, в то же время агрессии, Г. Канчели «Оплаканные ветром». Сочетание этих не сочетаемых лейтмотивов даёт ощущения диссонанса и символизирует крах веры в «светлое будущее» главных героев.
Эту неустойчивость уравновешивает тема полёта, прелюдия И.С. Баха из Хорошо темперированного клавира.
Я надеюсь, что спектакль по пьесе «По–по–по» придётся по душе молодому зрителю, а для зрителей старшего поколения станет радостным открытием.
 


Инна Ваксенбург

 

Hosted by uCoz